Материалы сборника могут использоваться как методические рекомендации для работы администрации, педагогов по реализации фгос. М., 2011 г - страница 6



Проектно-исследовательская деятельность осуществляется в лаборатории «Радиус». Актуальность программы лаборатории обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

В связи с этим ведущей идеей программы является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Данная лаборатория ориентируется на развитие у детей интуиции, пространственного и логического мышления, формирование у них конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать её.

Формы организации занятий лаборатории разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью.

Их целью является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, эстетики и этики, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека.

Спортивно-оздоровительное направление. Оно представлено в нашей школе проектом «Расти здоровым» и клубом «Игры народов России» и студией логоритмики. Цель этих структур: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, поиск и создание новых форм спортивной активности учеников школы.

Духовно-нравственное направление осуществляется по специально разработанной экскурсионной программе Московского Зоопарка и Литературно-художественного музея А.С.Пушкина.

Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Мосинова Л. И., заместитель директора по воспитательной работе

^ ГОУ СОШ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» № 712

почетный работник общего образования РФ


ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МУЗЫКАЛЬНАЯ СТУДИЯ «КАПЕЛЬКА»

^ И ЗАНЯТИЯ РИТМИКОЙ.

ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА


Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом всевозможных видов лечебной физкультуры.

Для этих же целей можно использовать музыкально-ритмические движения, тренирующие не только мышечную, но сердечнососудистую и нервную системы. Как показывает наблюдение, использование музыкально-ритмической терапии вместо традиционной физкультуры значительно повышает психо-эмоциональный тонус учащихся.

На занятиях музыкальной студии «Капелька» разучиваются небольшие песенки-попевки, которые могут быть использованы педагогами как физминутки на занятиях в начальной школе, как самостоятельные веселые песенки и музыкально-ритмические упражнения на занятиях по физическому воспитанию, а также могут быть основой музыкально-коррекционных уроков для детей с проблемами в развитии.

Ритмическая минутка является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Мы, учителя, знаем, что обычно двигательные паузы и физкультминутки просто жизненно необходимы для детей младшего школьного возраста. Они нужны, чтобы снять переутомления на уроках, которые требуют большой сосредоточенности и длительного внимания. Однообразная продолжительная умственная работа с возбуждением отдельных участков мозга, которое затем сменяется внутренним торможением, вследствие чего внимание детей ослабевает. Кратковременные физические упражнения, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия для отдыха ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Все упражнения объединены в несколько комплексов общеразвивающих упражнений: «Аист», «Страус», «Бабочка» и т.д. Большинство из них направлено на укрепление мышц брюшного пресса и создание мышечного корсета.

Очень полезно выполнять песенки с движением детям, которые испытывают речевые нарушения. Выполняя упражнения с пением, или хотя бы скандируя стихотворение, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой.


Т.А. Гусева, заместитель директора ГОУ СОШ № 1018,

«Почетный работник общего образования РФ», лауреат «Гранта Москвы»


^ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 1 КЛАССАХ ГОУ СОШ №1018


Сегодня, в процессе модернизации системы образования, в школы возвращается формула «обучение + воспитание», причем воспитание «должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды деятельности: учебную и внеурочную». (Д.В. Григорьев «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя»). Для обеспечения такого единения в ФГОС НОО введен раздел «Внеурочная деятельность», в базисном плане определены направления его реализации и описаны формы проведения занятий.

У школ, при переходе на новые Стандарты, возникает много вопросов по организации и программному обеспечению внеурочной деятельности, оплате, месте и времени ее проведения. Готовых эталонов проведения внеурочной деятельности нет, так как каждое образовательное учреждение имеет отличительную от других инфраструктуру, кадровый состав и выстраивает свою систему оплаты труда.

Начиная работу в 2010-2011 учебном году с первыми классами в соответствии с ФГОС, сначала обратились к направлениям, указанным в МБОП, и проанализировали кадровые возможности нашей школы. Столкнулись с недостаточным программно-методическим обеспечением внеурочной деятельности. Некоторые программы были разработаны педагогами самостоятельно на основе методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности и согласованы методическим объединением учителей начальных классов.

Проведенный анализ позволил нам сделать следующее распределение занятий внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительное направление – «Спортивные игры» и «Ритмика» по 1 часу в неделю. Нравственно-эстетическое направление – «Детская риторика», учебно-познавательное направление – кружки «Умники и умницы» и «Легоконструирование» по 1 часу в неделю. Проектная деятельность в 1 классах реализуется 2 часами в неделю с применением информационно-коммуникационных технологий и очень тесно связана с учебной деятельностью. Для всех учащихся 1-х классов заявлена экскурсионная программа на 66 часов за учебный год по индивидуальному плану каждого класса. Но проходящий учебный год показывает, что 66 часов в год для первоклассников – это много. Социальное направление реализуется внеурочными занятиями с психологом «Мир начинается с меня», где активно используется оборудование психомоторной коррекции и коррекционно-развивающее. Все предлагаемые школой внеурочные занятия вносят разнообразие в школьную жизнь ребенка, развивают его личностные качества и воспитывают, вызывают одобрение со стороны родителей. Это большой плюс с точки зрения получения дополнительных знаний и возможность общения детского коллектива в неформальной обстановке.

Составляя учебный план для 1 класса, были переживания за наполнение и посещаемость занятий внеурочной деятельности. На сегодняшний день можно сказать, что первоклассники с большим желанием в системе посещают внеурочные занятия. Здесь стоит отметить тот факт, что большим спросом пользуются занятия учебно-познавательной направленности и меньшим – спортивно-оздоровительной направленности. Этому есть объяснение, в нашем районе имеется каток, бассейн, теннисный корт, школа «Борец», танцевальные студии, куда родители ведут своих детей. А также в сознании родителей школа – это заведение, где у детей формируют предметные результаты. Поэтому разъяснительная работа с родительской общественностью очень важна на этапе вхождения в новые Стандарты. Составляя учебный план на следующий учебный год, стоит учитывать пожелания родителей относительно внеурочной деятельности.

Лютикова Г.А., заместитель директора 1 ступени ГОУСОШ №1133


^ ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1-Х КЛАССАХ


Школа находится в процессе модернизации: меняются УМК, совершенствуются технологии, вводятся новые стандарты. Возвращается формула - «обучение + воспитание», причем последнее «должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. Для обеспечения такого единения (слияния) в Федеральный учебный план введен раздел «Внеурочная деятельность», определены направления ее реализации и описаны формы проведения занятий. Готовых рецептов нет, т.к. каждое образовательное учреждение обеспечено своим кадровым составом, имеет отличную от других инфраструктуру, и, самое главное, обладает собственным фондом оплаты труда. Так как же организовать эту внеурочную деятельность в конкретном образовательном учреждении? Мы разработали модель организации внеурочной деятельности в 1-х классах для ГОУ СОШ№1133. Для начала мы обратились к направлениям, указанным в Федеральном учебном плане, по которым необходимо вести развитие детей и проанализировали кадровый потенциал учителей школы. Проведенный анализ позволил нам сделать следующее распределение. Спортивно-оздоровительное направление, обеспеченное тремя часами в учебном плане, возможно разделить таким образом: в объеме 1 часа в неделю ОФП, 1 час в неделю для развития у детей интереса к игровым видам спорта – волейболу, баскетболу, футболу и 1 час в неделю художественная гимнастика для девочек. Художественно-эстетическое направление, обеспеченное двумя часами в учебном плане, возможно разделить на вокальное и художественно-изобразительное (по 1 часу в неделю).. Художественно-изобразительную деятельность с детьми реализует школьный учитель ИЗО в кружке Декоративно-прикладного искусства. На научно-познавательное направление учебным планом отводится 2 часа в неделю. Их можно разделить по 1 часу для занятий в интеллектуальном клубе «Хочу все знать» и для познания естественных наук в учебной мастерской с оборудованием, которое нам было поставлено. Военно-патриотическое направление представлено объединением «Мы – дети России», на реализацию которого отводится 1 час в неделю по учебному плану. Результаты этой работы представлены на стенде как путешествие по республикам нашей страны. Проектная деятельность осуществляется через реализацию проектных задач, которые проходят ежемесячно по учебному плану с защитой проектов. Привить детям навыки общественно-полезной деятельности возможно в кружке «Домовята», на занятия в котором отведен 1 час в неделю, где дети занимаются бисероплетением и изготовлением поделок из природного материала.. При подготовке к внедрению ФГОС в практику нашей школы был объявлен конкурс программ, реализующих указанные выше направления. Лучшие программы прошли экспертизу школьным методическим советом, а авторы получили возможность увеличить свою тарификационную нагрузку. Далее встал вопрос: как реализовать направления внеурочной деятельности в условиях ограниченного финансирования, ведь в сентябре фонд оплаты не пополняется? На оплату всех десяти часов в каждом классе просто нет денег. Да и первокласснику сложно сделать выбор в пользу какого-то направления, для него понятны только музыка и занятия в физкультурном зале. Поэтому в разработанной нами модели каждому ребенку представлена возможность пройти через весь спектр предлагаемых в разделе Внеурочная деятельность направлений. Для увеличения двигательной активности первоклассников, привития им здорового образа жизни, 1 ч в неделю из часов внеурочной деятельности передан на реализацию программы клуба «Мы – за здоровье». Проведя первоклассника через все направления, во втором классе он сможет сделать осознанный выбор в пользу той деятельности, в которой сможет раскрыть свои способности и таланты, проявить себя в полной мере. Готовых путей никто не предложит, каждой школе необходимо выбрать свой собственный путь. Мы свой путь выбрали и предлагаем его другим.

Слубская Е.В., заместитель директора по УВР I ступени ГОУ СОШ №1726


^ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребенок делает свой выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности, осуществляемой в рамках урока), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных результатов, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Выбирая школу для своего ребенка, родители обращают внимание на то, есть ли в школе творческие кружки (хореография, пение, рисование) и спортивные секции, помогут ли в школе развить интеллектуальные способности ребенка. Такие вопросы чаще всего звучат на днях открытых дверей для родителей будущих первоклассников. Исходя из этого, мы выбрали модель интеграции программ основного и дополнительного образования. Данная модель позволила нам осуществлять внеурочную деятельность по следующим направлениям: общеинтеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, которые помогут учащимся наряду с углублением знаний по учебным предметам развить и свои творческие способности. В нашей школе часы внеурочной деятельности распределены следующим образом: общеинтеллектуальное направление – клуб «Эрудит» (1час), проектная деятельность (2 часа), легоконструирование (1 час); общекультурное направление – хор «Первоклашка» (1 час), творческая мастерская (1час); духовно-нравственное направление – экскурсионная программа «Моя столица, моя Москва» (1 час); спортивно-оздоровительное направление – хореографический кружок «Мозаика» (1час), спортивные игры (2 часа). Наибольший интерес у учеников и их родителей вызывает общеинтеллектуальное направление. 76% первоклассников посещают занятия этого направления. На занятиях клуба «Эрудит» учащиеся в игровой форме получают возможность развивать память, мышление, внимание, воображение. В рамках проектной деятельности учащиеся 1-х классов не только работают над созданием проектов, но и активно сотрудничают с городской библиотекой №21, ежемесячно посещая занятия и праздники, которые проводят сотрудники библиотеки совместно с учителями школы. Также большим спросом пользуется общекультурное направление. Наш хор «Первоклашка» - постоянный участник общешкольных мероприятий (праздников, концертов). Любят ребята посещать и хореографический кружок «Мозаика», а спортивные игры в этом году не заинтересовали ребят и их родителей. Малое количество родителей заинтересовала экскурсионная программа, хотя на экскурсии дети и их родители ездят с удовольствием. В следующем учебном году мы планируем скорректировать распределение часов внеурочной деятельности, в большей степени привлечь педагогов дополнительного образования, пересмотреть рабочие программы по некоторым курсам. Работа в системе внеурочной деятельности очень понравилась учителям и родителям учащихся, т.к. позволяет каждому ребенку раскрыть свой личностный потенциал, реализовать свои идеи.




Блок № 3

«Из опыта работы»





Светличная Т.Р., заместитель директора по УР Прогимназии № 1723


^ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ,

НАДПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

В РАМКАХ АПРОБАЦИИ ФГОС


Главной целью современной системы образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся должен стать активным участником образовательного процесса. Достижение этой цели возможно благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Овладение универсальными учебными действиями помогает учащимся усваивать новые знания, умения и компетентности на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

- личностные;

- регулятивные;

- познавательные;

- коммуникативные.

Сегодня формированию универсальных учебных действий придается огромное значение.

В марте месяце в Прогимназии прошел окружной семинар по теме: «Универсальные учебные действия, надпредметные связи».

В рамках семинара в Прогимназии были проведены открытые уроки. Каждый учитель подготовил визитную карточку своего урока, которая помогла участникам семинара увидеть и понять, какими действиями и как учителя формируют универсальные учебные действия своих учеников.

Визитная карточка урока

Тодорова Татьяна Валерьевна, учитель высшей категории

1 класс

Урок обучения грамоте

Раздел: Формирование действий письма и чтения.

Тема: Обозначение звука [й’] с помощью разделительного Ь знака (урок-наблюдение).

1. Личностные УУД:

• формировать интерес к культуре письменной речи своего народа;

• оценивать свои возможности при повторении изученных орфографических правил;

• воспринимать внимательно речь учителя и ответы одноклассников;

• объективно оценивать собственную учебную деятельность;

• применять правила делового сотрудничества.

2. Регулятивные УУД:

• формировать умение выстраивать алгоритм рассуждения до получения результата учебной деятельности;

• корректировать свою деятельность с учетом ошибок;

• формировать умение формулировать цель урока

3. Познавательные УУД:

• формировать умение использовать метод наблюдения для выявления общих закономерностей;

• учить выявлять особенности разных объектов в процессе наблюдения и анализировать полученные результаты;

• учить применять информационные средства для закрепления полученных знаний;

• приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

4. Коммуникативные УУД:

• учить высказывать своё мнение, приводить убедительные доказательства, удерживая логику учебной задачи;

• строить продуктивное сотрудничество с учителем.

Основная идея урока:

выявление на основе звуко-буквенного анализа новой позиции звука [й’] в слове и обозначение этой позиции двумя буквами Ь + гласный.

Основные понятия урока:

позиция звука в слове, йотированные гласные.

Логика построения урока:

1. Закрепление известных способов обозначения звука [й’] в слове.

• анализ учебного текста и выявление позиции звука [й’]

• самопроверка

• распределение слов в таблице по способу обозначения этого звука.

2. Звуко-буквенный анализ слова.

• фиксация различных вариантов записи данного слова

• обсуждение верного варианта написания

• постановка проблемы – различное обозначение позиции звука [й’] в слове

3. Повторение известных обозначений буквами звука [й’] в слове.

• работа со схемами

4. Введение новой позиции звука [й’] в слове – графическая модель

• новая позиция звука в слове

• постановка учебной задачи урока

• работа по странице Букваря

5. Выделение новой работы буквы Ь знак.

• выявление нового знания при помощи учебника

• введение и обоснование названия «разделительный Ь знак»

• наблюдение и анализ работы гласных букв

• вывод о работе гласных букв, фиксированный графическими моделями

6. Закрепление позиции звука [й’] в слове и обозначение его буквами при помощи ЦОРов (цифровых образовательных ресурсов)

7. Формулирование основного вывода урока


Ларионова А.А., директор ГОУ Прогимназии № 1728

Заслуженный учитель РФ


^ АПРОБАЦИЯ ФГОС НОО В ПРОГИМНАЗИИ № 1728


Мне, как учителю с 30-летним стажем работы в начальной школе, очень понятны переживания учителей по поводу того, что с переходом на НОС наработанная годами методика овладения знаниями, умениями, навыками может стать невостребованной, так как многим кажется, что цели и задачи, обозначенные в Стандарте, не дадут должного результата и они под силу только учителям некой новой формации.

Учитывая опыт прогимназии по апробации Стандарта, хочу заверить вас в обратном и поделиться тем, как изменения в НОС работают на достижение новых образовательных результатов.

Прежде всего хочу обратить внимание на такой момент: насколько идеи и цели деятельностного обучения, составляющие методологическую основу Стандарта, новые?

У истоков деятельностного обучения стояли выдающиеся педагоги ещё в начале 20 века: А.Г. Ривин – коллективные способы обучения, 1911 год; Л. С. Выготский – уровневая дифференциация, 1930 год;

Их идеи развивали современные педагоги-новаторы: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов – развивающее обучение, деятельностная парадигма, 1960-ые годы; Ю. Цявечене, Т.И. Шамова – модульное обучение, 1980-ые годы.

Все они отмечали, что развитие способностей учеников отстаёт от темпа роста знаний, и что для этого нужно создавать педагогические условия для включения каждого в активную учебно-познавательную деятельность, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно. С этим трудно не согласиться.

В НОС опыт выдающихся педагогов высоко оценён, осмыслен применительно к современным условиям. Так что пусть не пугают вас, уважаемые коллеги, новые требования к образовательным результатам обучения. Тем более, что прогрессивные учителя уже давно используют в практике известные технологии. При введении НОС учителям начальных классов важно знать следующее, что по каким бы учебным комплексам не велась работа, в результате изучения всех, без исключения, предметов у выпускников начальной школы должны быть сформированы не только предметные результаты (ЗУН), а также личностные и метапредметные, универсальные учебные действия, работа над которыми поможет развить умение ученика самостоятельно усваивать новые знания, организовывать процесс усвоения знаний, то есть научит учеников учиться.

Исходя из этого, основной результат и цель образования теперь определяется как развитие личности на основе формирования УУД. Достичь этого возможно только при умелой организации учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода. В этом и состоит главное отличие НОС от существующей педагогической практики.

Несомненно то, что ответственность учителя начальных классов в условиях введения Стандарта существенно возрастает, но чтобы реализация Стандарта не была формальной, учителям никак не обойтись без качественного методического сопровождения образовательного процесса и создания необходимых условий в школе. На сегодняшний день издательство «Просвещение» выпустило серию пособий «Стандарты второго поколения», которые отражают основное содержание НОС и помогают осмыслить учителям основные требования к результатам обучения. Учителя будущих первоклассников уже прошли в течение учебного года подготовку по учебным комплексам, каждый по своим. К новому учебному году с нетерпением ждём учебники, которые будут дополнены современными электронными приложениями, пособиями, Интернет-поддержкой, которые позволят учителю и ученику выходить за рамки учебника в поисках других источников информации и в полной мере выполнять требования Стандарта.

Приступая к апробации новых стандартов, в первую очередь, мы выполняли одно из ключевых требований к образовательным результатам - умение решать познавательные задачи с активным использованием ИКТ. Работать в информационной образовательной среде и развивать ИКТ – компетентность ученика может, конечно, только учитель, владеющий знаниями в области ИКТ-технологий. Для этого учителя будущих первоклассников проходят подготовку на курсах МИОО по применению информационных технологий. Наши учителя первых классов после прохождения таких курсов на сегодняшний день могут без помощи учителя информатики провести самостоятельно сложные уроки по созданию мультфильма, видеосюжета, а также с использованием цифровых микроскопов на уроке окружающего мира и цифровых средств фиксации результатов деятельности, тренировать детей в печатании на клавиатурном тренажёре, работать в информационном пространстве на курсе с ИКТ- поддержкой.

А теперь я познакомлю вас, уважаемые коллеги, с местом ИКТ в образовательном процессе прогимназии.

Работаем мы, как и большинство школ, по УМК «Школа России», но как ГЭП «Школа информатизации», а до этого ГЭП «Развивающая среда начальной школы» у нас до введения Стандарта накоплен опыт проведения уроков с использованием пособий предметно-развивающей среды, «мультимедийной техники, мобильного i-класса, с помощью которого наши ученики приобретают навыки работы с компьютером в специальных детских мультимедийных средах ПервоЛого и ЛогоМиры. Такие результаты экспериментальной работы подготовили благодатную почву для работы по выполнению требований Стандарта.

Все учителя, работающие в 1-ых классах, ведут курсы с ИКТ – поддержкой, которые позволяют ученикам и родителям войти в пространство учителя, выполнить задание, повторить объяснение трудного материала, то есть получить помощь дистанционно.

Очень кстати оказалась эта работа на карантинной неделе, когда во время пропуска занятий шло закрепление пройденного, учитель мог видеть все недочёты своих учеников, а ученики вовремя делали работу над ошибками. Но разве могли мы когда-то мечтать, чтобы так была налажена обратная связь «учитель – ученик – учитель». Преимущество такого нововведения оценит каждый.

Есть ещё одно новшество, которое нравится всем. В НОС в первом классе вместо изучения предмета «Информатика» теперь есть «Математика и информатика», изучение которого входит в предметную область «Математика». Авторы учебника: А.Л. Семёнов, Т.А.Рудченко. Работают с этим учебником на пятом уроке математики в неделю. Новшество в том, что версия этого учебника есть в Интернете. Ведут эту работу два учителя: учитель начальных классов и учитель информатики. Один учитель начальных классов не может справиться со всем объёмом работы на уроке, ведь надо подойти к каждому ученику не один раз, научить его, помочь. На новый учебный год планируем ведение этого предмета при делении класса на две группы.

Окружающий мир и ИКТ – учителя начальных классов проводят самостоятельно. На этих уроках изучается не только предметный материал учебника, но и проводятся наблюдения и опыты с помощью переносной лаборатории «Корнельсон», фотоаппарата, цифрового микроскопа. Затем полученные результаты фиксируются и обобщаются в цифровом виде. Наши первоклассникам уже в адаптационный период была под силу такая серьёзная работа как сравнение структуры листьев деревьев.

Литературное чтение и ИКТ тоже стал одним из любимых детьми предметов: работа над текстом в сочетании с активной деятельностью по созданию творческих проектов с применением ИКТ не утомляет детей, а наоборот заинтересовывает и даёт возможность проявить лучшие личностные качества.

Уроки совместной деятельности учителя начальных классов на курсе педагога-психолога с ИКТ-поддержкой играют важную роль в создании комфортной образовательной среды и подготовке первоклассников к успешному обучению.

И, конечно же, активное использование ИКТ в проектной деятельности, которая является ведущей в адаптационный период обучения первоклассников. У нас это тоже совместная деятельность двух преподавателей: учителя начальных классов и учителя информатики.

Главное достоинство применение ИКТ в обучении для учителя – возможность включения в активную познавательную деятельность всех учеников в течение всего урока, а также возможность использования знаний, полученных при изучении одного предмета на уроках по другим предметам, то есть применять интегрированный подход в обучении. Например, на уроке чтения работа над загадками об осени и на уроке окружающего мира наблюдения за осенними листьями завершается коллективным проектом «Осенний букет».

Учителя прогимназии успешно решают задачи, поставленные НОС в формировании ИКТ- компетентности первоклассников, одним из главных в формировании УУД и отметили, что работать при полном современном информационно-техническом оснащении очень интересно всем. Многому научились и дети, и учителя за время обучения в первом классе, а доказательство тому умения грамотно применять ИКТ-технологии нашими первоклассниками, умения сотрудничать в коллективе, не бояться высказывать свое мнение и уважать мнение товарищей, дружить. Учителям, которым свойственно стремление ко всему лучшему, прогрессивному в методике обучения, в свою очередь, овладение новыми современными технологиями обучения, обозначенными в Стандарте, помогает уверенно чувствовать себя в завтрашнем дне.

Насонова О.И., заместитель директора по ЭР

ГОУ Прогимназия №1754


^ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ


Наша Прогимназия, будучи пилотной школой по апробации новых ФГОС, в этом учебном году принимала участие в конкурсе инноваций по присуждению общественных наград Национальной Премии «Элита российского образования» по теме: «Качественное образование – будущее нации». (Конкурс проводился с 30.09 по 30.10 2010г.; председатель экспертной комиссии конкурса - д.пед.н., профессор А.С.Сиденко).

Мы представили на конкурс следующие материалы: вступительную статью, конспекты четырех уроков в 1-м классе: математики, письма, обучения грамоте и ИЗО (три из них - с авторскими компьютерными презентациями), а также конспект занятия по курсу «Психология общения», проводящемуся в рамках внеурочной деятельности. Подведя итоги конкурса, жюри присудило нашей школе звание лауреата в номинации «Педагогическая технология, наиболее эффективно реализующая ФГОС-2010».

Коллектив нашей школы считает, что введение ФГОС – это не только и не столько раннее обучение и приучение к компьютеру. Современная образовательная среда - компьютеры для учащихся, интерактивные доски, новое дидактическое оборудование, - конечно, играет важную роль в процессе развития личности ученика, что является и главной целью, и смыслом образования. (Наша школа получила компьютеры для учащихся только в конце января 2011 года, однако внедрять новые стандарты мы должны были еще с начала учебного года, то есть с первого сентября).

Главное, на наш взгляд, на что нацеливает нас ФГОС, – не это.

Для человека в современном обществе наиболее значимыми являются такие ключевые компетенции, как языковая, коммуникативная, интеллектуальная. Именно на формирование и развитие этих компетентностей у учеников начальной школы и направлены основные наши усилия. И главное условие успеха в этом направлении, с нашей точки зрения, – системно-деятельностный подход в обучении (разработанный в развивающей системе Эльконина-Давыдова десятки лет назад, но не нашедший своей реализации в массовой практике из-за ряда причин). И хотя мы работаем по другой образовательной системе (УМК «Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой), такой подход оказался близок и нам.

Главные составляющие работы по-новому – это:

- использование групповой работы почти на каждом уроке, организация диалога учеников не только с учителем, но и друг с другом;

- создание проблемных ситуаций на уроке (конечно, в первом классе это только элементы проблемного обучения);

- практическая направленность обучения, выражающаяся в том, что предлагаемые задания мы стараемся преобразовывать (когда это возможно), в жизненные, близкие практическому опыту детей. (Пока еще у нас в руках нет новых учебно-методических комплектов, эта задача для школы сложна, но не невыполнима, и уже кое-что получается);

- ответственность школы за формирование не только предметных знаний, умений и навыков, но и универсальных учебных действий (УУД);

- широкое использование проектной технологии обучения (конечно, пока только в виде мини-проектов на уроке и игровых и творческих проектов во внеурочной деятельности);

- освоение новой критериальной системы оценивания, позволяющей формировать сознательную адекватную оценку собственного труда.

По поводу последнего пункта хочется сказать особо. При анкетировании родителей первоклассников (материалы, разработанные МЦКО), более 80% ответили, что настраивают ребенка «на получение в школе только пятерок». Нынешние родители в большинстве требуют от ребенка самых высоких отметок, невзирая на возможность или невозможность их получения. Им не очень нравится безотметочная система оценивания, а мотивируют они такое мнение тем, что «в обществе есть жесткая система отбора, и дети должны приучаться к ней с самого начала обучения».

Однако выбирать систему оценивания по новому стандарту имеет право школа, и наша школа сегодня выбирает более гуманную и более продуктивную систему, чем пятибалльная. И это трудно как с точки зрения практического воплощения такой системы в повседневную практику, ведь это непривычно и требует перестройки всего учебного процесса, так и в плане убеждения родителей в более успешной работе «без кнута и пряника».

Мы убеждены: работа первоклассника с компьютером – не главное требование современного образования (ИКТ-компетентности можно с успехом формировать и позднее). А ключевые компетентности - языковую, интеллектуальную, коммуникативную - можно и нужно начинать формировать именно с первого класса.


Сторублёва Л.Н, заместитель директора по УВР

ГОУ Прогимназии № 1781


^ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ


В начале учебного года Прогимназия провела окружной семинар по данной тематике. На обсуждение коллег были представлены методы внедрения в УВП технологии здоровьесбережения по Г.К.Селевко. Рассмотрю основные компоненты данной системы.

  1. ^ Условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания). Было рассказано о принципах построения и ступенчатой организации адаптационного периода первоклассников, рабочих программах педагогов в данный период. Поделилась своим опытом работы психологическая служба учреждения;

  2. ^ Рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями. ( В этом вопросе были освещены подходы к требованиям СанПиН, рассмотрена воспитательная система Прогимназии);

  3. ^ Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка. (Завуч Прогимназии познакомил коллег с программами обучения первоклассников, с использованием социоигровых методик, технологий проектной деятельности, экспериментального оборудования);

  4. ^ Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.(Была освещена зарядка в начале дня, динамическая пауза, физкульминутки, , спортивный час, ритмика, прогулки в ГПД, подвижные перемены, возможности дополнительного образования).



В первом классе при работе над проектом «Будь здоров » врач Прогимназии познакомил ребята с различными методиками по оздоровлению и укреплению своего здоровья, ребята постигали навыки ухода за собой, одеждой, местом обучения, окружающей средой. С использованием оборудования проводили исследования грязных рук.

В данный период помощь была нужна не только детям, но и их родителям. С целью достаточной информированности всех заинтересованных в УВП лиц были организованы учителями информационные пространства класса, которые работали в качестве сайтов. На них была помещена вся информация о деятельности ребёнка в школе: объявления, фильмы, презентации, для родителей были открыты форумы для общения с классным руководителем.

Учителям пилотных школ тоже было непросто. Для них один раз в неделю в Прогимназии проходили круглые столы. Весь педагогический коллектив предлагал возможные методические и тематические пути по проведению следующей недели занятий. Только тесное взаимодействие и практическая поддержка со стороны коллег помогла учителям первых классов избежать стрессовых ситуаций.


Хочется пожелать педагогам первых классов 2011-2012 учебного года понимания и поддержки в собственном коллективе. Тогда и родители нас поймут и поддержат.


Дегтярева Т.О., заместитель директора по здоровьесберегающей

деятельности, педагог-психолог ГОУ ЦО «Школа здоровья № 97


^ СИСТЕМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ


Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определен «портрет» выпускника начальной школы, в котором знание и использование правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни являются неотъемлемой частью системы ценностей личности ребенка.

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для учащихся 1 классов, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».

С этой целью в учебный процесс Центра образования «Школа здоровья» № 97 внедрена обучающая программа по формированию культуры здоровья «Педагогика здоровья» (Педагогика здоровья, под ред. В.Н. Касаткина, 2000) . Это целостная система, охватывающая все возрастные группы школьников. Для учащихся 1 классов данная программа реализуется через систему уроков «БОС - Здоровье», «Охрана зрения», «Здоровье», которые проводятся в группах по 12-15 человек (класс делится пополам), а также через творческую и проектную деятельность.

Уроки «Здоровье» проводятся учителями начальной школы каждую неделю и включены в учебный процесс.

Основные задачи, которые ставит перед собой учитель:

Раздел

Описание

I. Самопознание через

чувство и образ

Раздел программы направлен на то, чтобы ребенок научился понимать самого себя и свои возможности. В нем рассматриваются такие темы как: строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния, эмоций, правил поведения в общении с другими.

II. Школа здорового питания

Раздел посвящен здоровому питанию. Цели раздела: сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье; выработать способность разделять основные и редко употребляемые продукты питания; научить соблюдать гигиенические правила в процессе хранения, приготовления и употребления пищи.

III. Ослепительная улыбка на всю жизнь

Здоровье полости рта имеет большое значение для сохранения здоровья всего организма на протяжении всей жизни. Главная цель раздела – воспитание у детей личной ответственности за сохранение своего здоровья.

IV. Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами

Логика построения данного раздела основана на формировании у ребенка прежде всего:

• навыков самосохранения;

• эмоционального неприятия «наркотических» форм поведения в качестве положительной ролевой модели;

• умения отстаивать свою точку зрения в любой ситуации.

V. Безопасность детей на дорогах

В конце изучения данного раздела каждый ребенок должен овладеть знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций, научиться прогнозировать развитие ситуации на дороге.

VI. Поведение в экстремальных ситуациях

Помочь ребенку не растеряться в экстремальной ситуации, какой бы она не была и где бы она не возникла – цель данного раздела. Главное требование к изложению информации – максимальное исключение возможности эффекта «повышенного интереса»


В рамках целостной здоровьесберегающей системы образовательного учреждения работает Центр содействия укреплению здоровья учащихся «РаДоСТь» (Растить Добрых, Счастливых, Талантливых). Его структурные подразделения (медицинская, мониторинговая, психологическая, социально - педагогическая, методическая службы) обеспечивают эффективность организации профилактической и оздоровительной работы.

Школа сможет организовать эффективную здоровьесберегающую работу только при условии полной информированности о состоянии физического и психологического здоровья первоклассников. Как правило информация представленная в медицинских картах и «Паспортах здоровья» ребенка, является не полной и требует уточнения. Поэтому большое значение в работе с первоклассниками имеет первичный мониторинг здоровья, который осуществляется два раза в год (в начале и в конце учебного года).

Динамика состояния здоровья школьников отслеживается через анкетирование, наблюдение, анализ медицинских карт, результатов диспансеризации, результатов экспресс-диагностики психофизиологического состояния «Диакомс» и психологической диагностики, осмотра врача ортопеда, результатов мониторинга по программе «БОС – Здоровье».

Результаты мониторинга здоровья родители учащихся получают на родительском собрании, имея возможность проконсультироваться по результатам у специалистов Центра. С этой целью сотрудниками Центра образования разработаны специальные формы для занесения полной и подробной информации о здоровье ребенка.

За последние годы произошли изменения в общем состоянии здоровья школьников. Сократилось количество детей, поступающих в 1-ый класс и имеющих I-ую группу здоровья, и увеличилось количество первоклассников, имеющих хронические заболевания уже в дошкольном периоде.

Данные статистики указывают нам и направления ведения профилактической работы. Так к «школьным» болезням относят: заболевания опорно-двигательного аппарата, органов зрения, психо-эмоциональные проблемы, связанные с утомляемость. Плохая экологическая обстановка в городе приводит к возрастанию процента учащихся с заболеваниями органов дыхания.

Вначале учебного года все первоклассники проходят осмотр врача-ортопеда, который ставит диагноз и дает рекомендации родителям учащихся. По назначению врача-ортопеда для детей с проблемами здоровья ведутся занятия лечебной физкультурой: групповые и индивидуальные. Формируются группы по профилактике сколиатической болезни и группы – для учащихся с диагнозом «Плоскостопие». По рекомендации специалиста учащиеся проходят курс массажа. Лечебно-оздоровительная физкультура проходит в игровой форме и проводится с участием педагогов-психологов. Разработана программа психологического сопровождения детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

В течение дня на уроках проводятся физкультминутки для снятия мышечного напряжения. Занятия физической культурой организуются с учетом групп здоровья и медицинских показаний. На уроках используются тренажеры Агашина. Учителя физкультуры регулярно повышают свою квалификацию и внедряют в учебный процесс новые здоровьесберегающие технологии. Проводятся уроки физкультуры по программе «Психофизическая тренировка» (автор: Нежкина Н. Н.). Работают спортивные секции по аэробике и бальным танцам, волейболу, баскетболу, теннису.

С 2008 года в учебный процесс школы внедрена программа БОС - Здоровье. Основная цель данной программы - обучения диафрагмально-релаксационному типу дыхания, который способствует оздоровлению часто болеющих детей. Реализуется программа «Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой». Специалист по данной программе работает с первоклассниками в небольших группах (по 3-4 человека) в группах продленного дня.

С учениками, попавшими в группу риска, в течение учебного года проводится индивидуальная, профилактическая работа по охране зрения. Уроки «Охрана зрения» проводятся с использованием квазиоптических очков. Все учебные кабинеты оснащены офтамотренажерами для снятия напряжения с глаз. Обязательным компонентом каждого урока в 1 классах является зарядка для глаз.

Формирование культуры здоровья осуществляется и во внеучебном процессе школы. Организуются мероприятия, направленные на формирование ценностного отношения к своему здоровью: акции, спортивные соревнования, конкурсы творческих работ учащихся. Специалисты медицинской и психологической службы организуют для учащихся 1 классов классный час: «Правильная осанка». Классные руководители проводят праздники, творческие конкурсы на тему «Здоровый образ жизни».Первоклассники с большим удовольствием участвуют в школьном конкурсе творческих и проектных работ «Мы за жизнь свою в ответе». По результатам конкурса издается сборник творческих работ учащихся.

В рамках «Недели здоровья» проходит мероприятие: марафон «Поезд здоровья» для учащихся начальных классов. Марафон состоит из нескольких станций («Полезные и вредные привычки», кафе «Неболейка», «Остров дружбы», «Мойдодыр», «Веселые старты»), которые последовательно проходят учащиеся, приобретая на каждой станции новые знания и навыки необходимые для сохранения своего здоровья.

Весной и осенью, когда риск заболеть простудными заболеваниями и гриппом увеличивается, педагоги проводят классные часы и родительские собрания по программе «5 шагов против гриппа».

Работа с родителями относится к важнейшему разделу здоровьесберегающей программы образовательного учреждения. Для его эффективной реализации необходимо формирование единого взгляда на сохранение здоровья ребенка, создание атмосферы доверительных отношений между семьей и образовательным учреждением. Для родителей первоклассников специалисты центра проводят: консультации по расписанию, родительские собрания, мастер-классы, круглые столы.

Таким образом, реализация стандарта второго поколения в ГОУ ЦО «Школа здоровья» № 97 направлена на формирование у учащихся 1 классов знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.

Пальчикова А.А., учитель-логопед, педагог дополнительного

образования ГОУ ЦО «Школа здоровья № 97


^ УРОКИ «ОХРАНА ЗРЕНИЯ»


Хорошее зрение у ребенка играет важную роль в его обучении. Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей дошкольного возраста и у одного из четырех школьников. В связи с тем, что многие неприятности со зрением как раз и начинаются в раннем возрасте, очень важно, чтобы ребенок получил должный уход за своими глазами. Запущенные проблемы с глазами могут иметь серьезные последствия ровно как и отрицательно влиять на способность к обучению, успеваемость в школе, и даже на особенности характера.

Ежегодно, в ГОУ ЦО «Школа здоровья» № 97, проводится диагностика основных функций зрения, которая подтверждает факт роста нарушений остроты зрения. В школе учатся дети, имеющие инвалидность по зрению.

Опираясь на данную, не радужную статистику, было принято решение ввести уроки «охраны зрения» в учебный процесс, которые учат не только ситуативно, в условиях урока, позаботиться о своем зрении, но и как вести себя на перемене, во дворе, чтобы не навредить себе и что не мало важно в наше время, детей учат как правильно без вреда для здоровья проводить время за компьютером и перед телевизором. Основные задачи, стоящие перед данной программой, это:

Кроме того урок «Охрана зрения» помогает развить когнитивные функции (память, внимание, мышление).

В этом учебном году специально, для занятий на уроке, для учеников первых классов, был разработан альбом для рисования, что является обязательным элементом, входящим в состав структуры урока. В альбом входят 12 упражнений различной сложности и направленности. Например: «Волшебная линия», речь во всех упражнениях с таким названием пойдёт об оси симметрии. Ребёнок интуитивно различает симметричное и несимметричное. Умение осознанно определять ось симметрии поможет малышу луч­ше ориентироваться в пространстве. «Клетчатый рисунок», это упражнение развивает у ребёнка, помимо внимания, ориентацию в пространстве, что крайне необходимо при обучении письму. «Право-лево», это трудное упражнение, требующее ориентации ребёнка в пространстве, также данное упражнение тренирует цветовосприятие. Задача ребёнка чётко ориентироваться в пространстве, в форме предмета и цветах его сопровождающих. «Рисунок с закрытыми глазами», задача этого упражнения ориентировки в пространстве, снятие зрительно напряжения. «Найди 7 отличий», цель данного задания развитие памяти и внимания.

В настоящее время на уроке «Охрана зрения», в первых классах, в структуру занятия включены упражнения по развитию тактильного восприятия, и развитию сенсомоторных функций, используя оборудование Disuma, Nathan.

Так же, в этом учебном году для первоклассников, внедрили элементы дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой.

Гимнастика А.Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия.

Парадоксальная дыхательная гимнастика дает большой положительный результат в укреплении здоровья детей. Активно включает в работу все части тела (руки, ноги, голову, тазобедренный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.), вызывает реакцию организма, повышенную потребность в кислороде.

Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой показана всем детям и подросткам как метод лечения и как метод профилактики.

Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой помогает при таких заболевания как: ринит; гайморит; бронхит; пневмония; бронхиальная астма; стенокардия, ишемическая болезнь сердца, нормализует давление и т.д..

Данная гимнастика способствует улучшению зрения (путем прилива крови к глазному яблоку). Также благоприятно воздействует на лечение таких заболеваний как: катаракта; глаукома; и многих других.

Ежедневные не сложные дыхательные тренировки по методике Стрельниковой, приводят к ожидаемому положительному результату.

Кроме того на каждом уроке ученики получают полезную информацию и рекомендации о гигиене зрения, например, как правильно вести себя за компьютером и перед телевизором, или как вести себя в солнечную погоду зимой. Родители в свою очередь на родительских собраниях, и на индивидуальных консультациях, информируются о том как они могут помочь своему ребенку сохранить природное зрение или улучшить эффект от уроков, какие продукты питания следует включить в каждодневный рацион питания и т.д.


Саунин К.С., педагог-психолог ГОУ ЦО «Школа здоровья № 97


^ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ


Обучение в первом классе является одним из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. В этот период ребенок находится в эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, условия жизни и деятельности ребенка, возрастает психоэмоциональная нагрузка. В связи с этим, особую актуальность приобретает налаживание преемственных связей между дошкольным и начальным школьным образованием.

Кроме эмоциональной готовности к школе особое внимание уделяется и психологической готовности ребенка к обучению в целом.

6478565232315496.html
6478609315712608.html
6478689205388262.html
6478745688773258.html
6478837419873878.html