Нп «сибирская ассоциация консультантов»


НП «СИБИРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ»

http://sibac.info



Теоретические основы инновационной деятельности в туризме

Калитвинцева Мария Викторовна

старший преподаватели ННГАСУ, г. Нижний Новгород

Е-mail: marylisina@yandex.ru


Динамика и масштабы происходящих преобразований в сфере становления и развития туризма предопределили необходимость упорядочения и систематизации научных знаний в этой области.

Сегодня много научных разработок, диссертационных исследований посвящены проблемам инновационного развития экономических систем. Научный подход к развитию инновационной деятельности излагается в работах отечественных ученых: А.А. Трифиловой, Г.Д. Ковалева, Ю.П. Морозова, Д.С. Львова, С.Ю. Глазьева и других ученых.

Проблематика теоретических и методологических аспектов инновационного развития туризма, представлена в работах отечественных специалистов: В.М. Аньшина, Л.С. Александровой, И. Балабанова, А.А. Дагаева, О.В. Федорова, Д. Аакера, В.Ю. Колесова.

Вопросам информационного обеспечения инновационной деятельности хозяйствующих субъектов различной отраслевой принадлежности посвящены труды В.М. Аньшина, А.А. Дагаева, Д.А. Ендовицкого, А.В. Желтенкова, В.Ю. Колесова, С.Н. Коменденко, О.П. Коробейникова, Б.К. Лисина, Н.П. Масленникова, Л.Н. Оголевой, В.Н. Переходовой, В.Н. Самочкина, А.А. Трифиловой, О.В. Федорова, В.Н. Фридлянова.

Вместе с тем, в процессе изучения специализированной литературы по проблемам развития инновационной деятельности автор пришел к выводу, что многие вопросы остаются неохваченными.

Одним из дискуссионных вопросов остается используемый в настоящее время учеными и практиками понятийный аппарат, связанный с особенностями развития инновационной деятельности в туризме.

Нами выполнен анализ основных положений трудов российских и зарубежных ученых по проблемам развития инновационной деятельности и сведены в таблицу 1 трактовки понятия инновация.


^ Таблица 1. Трактовка понятия инновация

Автор

Содержание

Экономисты А.С. Нашар и У.Е Саудер

Результат деятельности, воплощенный в новые или усовершенствованные продукты, востребуемые рынком, новые или усовершенствованные технологические процессы, используемые в практической деятельности, новые услуги и подходы к удовлетворению социальных потребностей

Австрийский экономист Й. Шумпетер

Существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм

Американский специалист Т. Брайан

Процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание

Английский ученый Ф. Никсон

Совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий. Приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования


Венгерский экономист Санто Б.

Общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и, в случае если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход

Американский учёный, экономист П.Ф. Друкер

Особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг

Ученый С.Д. Бешелев

Реализованный в общественном производстве научный или технический результат, так и процесс его получения

Ученый Н.И. Лапин

Конструирование новых способов и продуктов

Ученый И.Н. Молчанов

Результат научного труда, направленный на совершенствование общественной практики и предназначенный для непосредственной реализации в общественном производстве

Ученый Л.В. Канторович

Научные открытия или изобретения, имеющие практическое применение и удовлетворяющие социальным, экономическим и политическим требованиям, дающие эффект в соответствующих областях

Ученый, академик В.Л. Макаров

Форма разрешения противоречий, явление прогресса в любой сфере человеческой деятельности, и не только в технике и технологии

Характерной чертой всех рассмотренных трактовок понятия инновация является обязательное наличие элемента новизны. Во всех определениях инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат инновационной деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей и приводящий к получению экономического эффекта.

Отечественные ученые инновацию рассматривают как направление научно-технического прогресса. В зарубежной практике понятие рассматривается как появление на рынке какого-то нового товара, услуги, или как внедрение новой технологии, влекущей за собой экономическую выгоду.

Сфера инноваций не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации хозяйствующих субъектов различной отраслевой принадлежности.

Исходя из того, что туризм является полноценной отраслью национальной экономики России, автором исследования предложено рассматривать туристскую деятельность не в классическом понимании, а в инновационном.

В этом случае на наш взгляд, можно предложить следующее определение понятию инновационная деятельность в туризме:

Инновационная деятельность в туризме – тесно связанные между собой процессы по формированию, реализации, продвижению и послепродажному обслуживанию инновационного туристского продукта, а также по финансовому обеспечению этих процессов, приводящих к получению экономического эффекта.

Инновационная деятельность в туризме, влияет на состояние всей отрасли туризма в целом.

Формирование, реализация и продвижение инновационных туристских продуктов является основным средством повышения стоимости субъекта и реального сектора экономики в целом, в нашем случае – туризма. Чем выше потенциал нововведений, тем выше ожидаемая реальная прибыль.

Для характеристики инновационной деятельности в туризме уточним ряд других понятий: инновационный туристский продукт, процесс формирования инновационного турпродукта, процесс продвижения инновационного турпродукта, реализация инновационного туристского продукта, субъекты инновационной деятельности.

Инновационная деятельность рассматривается нами как неотъемлемый элемент предпринимательства в туризме, что позволяет позаимствовать научные достижения в туристской отрасли применительно к инновациям

Туризм как межотраслевой комплекс состоит из отраслей.

Под отраслью туризма предлагается понимать совокупность самостоятельных, территориально обособленных организаций, оказывающих существенный вклад в развитие экономики региона и страны за счет создания, продвижения и реализации качественных, уникальных и конкурентоспособных туристских услуг и товаров.

Исследовав всевозможные структуры автором предлагается использовать подход, предложенный проф. М.Н. Дмитриевым и доц. М.Н. Забаевой и изложенном в учебнике «Экономика туристского рынка» и определить состав туризма как межотраслевого комплекса. Состав туризма предлагается следующий: турфирмы, общественное питание, средства размещения, физическая культура и спорт, культура, страхование, паспортно-визовая деятельность, пассажирский транспорт.

Каждый субъект будет выполнять определённые функции в инновационной деятельности в туризме.

Турфирмы – это совокупность организаций занимающихся туроператорской и турагентской инновационной деятельностью.

Поставщики туристских услуг – это совокупность организаций (организации размещения туристов; организации общественного питания; транспортные организации; организации досуга; предприятия связи) участвующих в процессе формирования инновационной услуги.

Туристские администрации – это органы государственной власти занимающиеся вопросами развития инновационной деятельности туризма в регионе и стране.

Исходя из выше сказанного, можно считать, что субъектами инновационной деятельности в туризме могут быть все организации входящие в межотраслевой туристский комплекс.

Таким образом, особенностью развития инновационной деятельности в туризме является создание нового или изменение существующего продукта, совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.


Список литературы:

  1. Бешелев С.Д. Нововведения и мы. М. : Наука, 1990. - 208 с. : ил. ; 20см.

  2. Региональная экономика: Учеб. пособие для студентов экономических вузов /Под ред. профессора Н.Г Кузнецова и профессора С.Г. Тяглова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

  3. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. – М: Прогресс.-1990

  4. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989. [14] Mensch G. Das Technologische Patt: Innovationen ubervinden die Depression.

  5. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

  6. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер.с англ. — М.: Прогресс, 1982. — 455 с.

  7. Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles (1985). Русскоязычное издание: Бизнес и инновации. — М.: «Вильямс», 2007. — С. 432.




Материалы международной заочной научно-практической конференции

«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА»

21 СЕНТЯБРЯ 2011 Г.

6338303942612669.html
6338367283079756.html
6338479308451570.html
6338562604702312.html
6338667558776837.html